Исторической науке Удмуртии всего несколько десятков лет.
История удмуртов интересна тем, что в их культуре присутствуют традиции иранского, тюркского, финно-угорских и славянских народов.
Удмурты населяли междуречье и бассейны рек Кама и Вятка с их притоками.
Известно, что на месте нынешнего города Кирова было родовое святилище удмуртов.
Переписи населения XVII века на территории верхней Вятки отмечают значительное количество удмуртских населенных пунктов.
В настоящее время в ряде районов Кировской области компактно проживают удмурты, объединенные в Слободскую группу. Археологи считают, что предки современных удмуртов, населяющих среднюю часть Чепцы, переселились из Слободского уезда Вятской губернии.
Неуважение к предкам, есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин
Удмурты: история происхождения народа
Северные удмурты
Легенды гласят, что давным-давно на гору Солдырь (ныне – Глазовский район) пришел богатырь по имени Донды и остался там жить, и было у него два сына по имени Идна и Гурья. Здесь у него появилось ещё несколько сыновей. Нарекли их Весья и Зуй. Было основано укрепленное поселение с несколькими валами. Постепенно в этом поселении стало тесно. Отец с младшим сыном отправился вверх по течению реки Пызеп и основал новое поселение Дондыкар.
Сын Идна остался на прежнем месте, а поселение стало называться Иднакар.
Сыновья Гурья и Весья подались вверх по течению реки Чепцы и основали поселения Гурьякар и Весьякар.
Вниз по течению реки Чепцы было основано поселение Учкакар. Название его, как считают исследователи, происходит от удмуртского слова «учкыны» (смотреть, глядеть, наблюдать) и не является именем богатыря. Это поселение имело стратегическое значение, а также являлось производственным и торговым центром.
Все эти названия являются своеобразным мостиком, соединяющим настоящее с далеким прошлым.
Иднакар – это самое крупное по площади городище, расположенное в центре чепецких земель, но оно не играло объединяющую роль северных и южных удмуртов. Даже среди сыновей Донды не было единства, не говоря о богатырях, населявших левый берег Чепцы. В преданиях упоминается, что за земельные участки вдоль Чепцы спорили между собой иднакарские и дондыкарские богатыри.
Ещё в домонгольский период, на рубеже XII-XIII веков, Вятская земля заселялась выходцами из русских княжеств. Историки полагают, что переселенцы из нижегородских и ростово-суздальских земель заняли среднее течение реки Вятки и стали строить укрепления для обороны от местного финно-угорского населения и волжских булгар.
Удмурты, под давлением небольших отрядов, были вынуждены покидать свои поселения на реке Вятке и уходить в глубинные районы Чепцы, Кильмези, в Прикамье. Русские переселенцы, вытеснив удмуртов, построили новый город на Вятке близ устья реки Хлыновцы и назвали его Хлыновым (впоследствии – Вятка и Киров).
В 1489 году Вятские земли вошли в состав Великого княжества Московского. В результате удмурты, оставшиеся на этой территории, оказались в его составе.
Чем занимались удмурты в средние века?
Как и многие народы – земледелием, скотоводством, охотой, рыбалкой, бортничеством, ткачеством, различными промыслами, кузнечным делом и даже изготовлением ювелирных украшений. Всегда удмурты были хорошими охотниками.
В 2008 году Удмуртия отметила 450-летний Юбилей добровольного вхождения в состав России.
Как у каждого народа, у удмуртов сохранилась своя многогранная культура и обычаи, в том числе замечательные мудрые сказки.